gazta.ru

Популярная наука

Содержание


 Главная
     Знания предков
          часть 1

Знания предков

Б.А. Фролов

Часть 1

Постигать прошлое, чтобы лучше понимать настоящее и представлять будущее — этот принцип познавательной деятельности все чаще применяется в современной науке, ибо опыт прежних поколений, важный всегда, приобретает особую значимость в периоды глубоких преобразований традиционного миропонимания. Ньютон говорил, что в науке он видел далеко потому, что стоял на плечах гигантов — своих предшественников.

Проследить истоки знаний, уходящие в глубины седой древности, ту нить, что связывает первобытность и современность, можно благодаря развитию и взаимодействию отдельных отраслей науки и прежде всего археологии и этнографии.

Еще в эпоху великих географических открытий видавшие виды морские волки, прибыв к экзотическим островам, затерянным в Тихом океане, не могли не задаваться вопросом чисто профессиональным: как удается освоиться в коварной и грозной стихии океана этим темнокожим островитянам, казалось бы, совершенно диким? Действительно, уплывая в своих легких лодках на сотни миль от родного острова, туземцы без карт и навигационных приборов безошибочно находили в безбрежных водных просторах нужный им клочок суши, а потом — обратную дорогу домой.

По словам коренных жителей Океании, все свои знания, необходимые в мореплавании, они получили от предков, сохраняют эти знания в песнях, а ориентироваться в дальних путешествиях им помогают Солнце и звезды. Причем в поэтичных песнях океанийцев значимы были не только слова, но и мелодия, и жесты исполнявших их людей. Нескольких жестов порой было достаточно, чтобы довольно точно показать, где расположены ближайшие острова, островные цепи и архипелаги.

Только значительно позже удалось установить, что жители Океании еще задолго до знакомства с европейцами сами умели составлять оригинальные карты-схемы, в которых бамбуковые палочки и стебли пальмы, связанные под разными углами или согнутые в виде кривых линий, обозначали течения, а раковины или камешки в точках пересечения — острова. Русский мореплаватель О. Е. Коцебу, не раз совершавший в начале XIX в. кругосветные путешествия, вспоминал: старик-островитянин, объясняя ему путь к далекому острову, передвигал камешки на песке, показывая одновременно и курс корабля, и движение Солнца. Следовательно, океанийцы и таким образом умели передавать представления о простейших пространственно-временных соотношениях из тех, что нужно знать моряку. Как бы то ни было, выполнив все указания старика, Коцебу в рассчитанный срок достиг острова. Еще не раз путешественник убеждался в том, что географо-картографические представления аборигенов Океании об известной им части земного шара были верны порой до мельчайших деталей.

Хорошее знание местности помогало и коренным жителям Азии правильно ориентироваться в знойных пустынях и в бескрайних степях или тундре, среди неприступных гор и в таежных дебрях. Вот какой архаический способ взаимоориентировки сохранился, например, у кочевников-юкагиров, живших в бассейне Колымы. Одна группа охотников, отправляясь в путь, оставляла для другой в заранее условленном месте вычерченный ножом на бересте план местности. На него наносились также схематичные рисунки и условные знаки, которые непосвященному ни о чем не могли рассказать. Юкагиры же по ним узнавали, каким маршрутом идет предшествующая группа, из кого она состоит, какие события и где именно с ней происходили и, наконец, где с ней теперь можно встретиться.


     >>>