gazta.ru

Популярная наука

Содержание


 Главная
     Знания предков
          часть 5

Знания предков

Б.А. Фролов

Часть 5

У коренных жителей Сахалина и Нижнего Амура — нивхов был даже такой обычай: если их добычей становилась беременная самка животного (хотя это не входило в планы охотников), то по зародышу в ее чреве устанавливали точный срок беременности. Женщина, у которой был такой же срок беременности, не имела права прикасаться к добыче.

Но за обрядами и ритуалами скрывалось понимание реальной связи естественных процессов:

воспроизводство в человеческом коллективе и в животном мире оставалось двуединым процессом, нарушение которого могло вызвать катастрофические последствия для охотничьей общины, живущей в условиях суровой, но хрупкой природы Севера.

В дальнейшем систематизация накопленных знаний, постепенное расширение временной перспективы общественного сознания позволяли перейти к более длительной терапии и профилактике недугов, нарушающих дыхание, пищеварение и другие функции организма.

Здесь медико-биологический опыт предков переплетался с первобытными традициями педагогики, этики, физического воспитания и эстетики. Последние, например, обязывали девушек точно знать их месячные циклы. Первый из них сопровождался у алеутов (как, впрочем, и у индейцев и у ряда других этносов) тщательно разработанной системой процедур. Готовясь стать матерью, женщина следила по лунному календарю за своим состоянием и при необходимости принимала специально приготовленное лекарство, облегчающее роды, занималась особыми физическими упражнениями.

Подобные традиции столь сходны у аборигенов во всех частях света и уходят корнями в такую глубокую древность, что современные историки медицины имеют веские основания считать акушерство одной из первых медицинских специальностей. Вообще же для первобытных людей «лечащий врач» — это прежде всего человек, знающий и умело применяющий лекарственные растения в самых напряженных условиях и ситуациях. Кстати, скифы, считавшиеся в античном мире «дикими», тем не менее были тогда же хорошо известны как опытные ценители и поставщики растительного лекарственного сырья («скифской травы»), как знатоки и умелые составители сложных целебных бальзамов (один из скифских рецептов насчитывал до 60 компонентов). Самобытные традиции скифской медицины специально изучал Гиппократ и рассмотрел их в одном из своих трактатов.

Позднее Аристотель писал, что скифы, кельты и другие «варвары» (так греки называли народы, жившие на окраинах цивилизованного античного мира) точно знали сроки беременности лошадей и ослиц и, поскольку эти сроки совпадали с годовым циклом обращения Солнца, старались приурочить случку животных к моменту летнего солнцестояния. Как выясняется сегодня, еще охотники древнекаменного века, особенно те, кто длительно специализировался на одном из видов животных, отмечали цикличность их воспроизводства, сопоставимую, как и у людей, с астрономическим временем. Эти познания в определенной степени способствовали переходу от присваивающего хозяйства охотников, рыболовов и собирателей к производящему хозяйству скотоводов и земледельцев. Благодаря тысячелетнему опыту предков первые скотоводческо-земледельческие общины пытались улучшить породу одомашненных животных и свойства культурных растений. Еще Ч. Дарвин показал, как на самых ранних стадиях скотоводства должен был возникнуть искусственный отбор лучших особей на племя.

Становление скотоводства вело к дальнейшему развитию зоологических знаний, а земледелия, особенно ирригационного, — к прогрессу в области ботаники, химии, гидротехники. Однако при культивировании сравнительно небольшого числа растений и животных заметно сужался (на фоне общего прогресса познавательной деятельности) прежний, передававшийся из поколения в поколение, широкий круг понятий о прочих представителях живой природы. В результате существенно менялись и представления об общей картине мироздания, создававшейся в эпоху расцвета первобытного общества, отдельных ее деталей и, что особенно важно, об их естественных взаимосвязях, позволявших древним людям видеть окружавший их мир и себя в нем как единое органичное целое.


<<<     >>>