gazta.ru

Популярная наука

Содержание


 Главная
     Знания предков
          часть 6

Знания предков

Б.А. Фролов

Часть 6

Во второй половине XIX в. выдающийся английский историк культуры Э. Б. Тайлор (Tylor) впервые свел воедино многочисленные уже к тому времени, но разноречивые и разрозненные свидетельства путешественников, колонистов, миссионеров и ученых о рациональных знаниях, традиционно сохранявшихся у коренного населения самых дальних и труднодоступных уголков планеты. Читателя поражала не только масштабная и впечатляющая картина достижений человеческого интеллекта, начиная с самых низших (какие знали этнографы и археологи той поры) стадий его становления. Сама логика анализа внутреннего строения архаических знаний последовательно вела ученого к важному выводу: именно здесь мы можем непосредственно увидеть истоки, исходные формы и принципы географии, зоологии, ботаники, анатомии, физиологии, астрономии, механики, математики и других разделов современного научного знания европейских стран.

Реакция на такой вывод была многозначной, от безоговорочного его принятия до глубокого скепсиса, вызванного в основном недостатками методологической базы тайлоровского исследования. Они обусловлены тем, что эволюционное учение, господствовавшее в естествознании тех лет, воздействовало и на развитие гуманитарных наук. Соответственно в трудах Тайлора человек — творец первобытной культуры выглядел прежде всего как индивид, идущий по пути эволюции от низших форм к высшим, от простейших представлений ко все более сложным и совершенным. Такой образ «дикаря-философа», одиноко размышляющего об окружающей действительности, и правда, казался недостаточно убедительным. Человек никогда не переставал быть существом общественным, в его сознании сложным клубком переплетались родовые, общинные (или племенные) нити с теми, что объединяли современников с предками и потомками. Речь, следовательно, должна идти о коллективных воззрениях у членов архаических обществ, доминирующих над мыслью отдельного человека, так заключали свою критику в адрес Тайлора уже в начале XX в. крупнейшие представители французской социологической школы.

Острые теоретические дискуссии по этой проблематике развиваются и во второй половине XX в. Решающую роль в них играют факты, в которых концентрируется совокупный опыт этнографических, историко-археологических, антропологических и лингвистических исследований. Так, выяснилось, что предыстория двух близких по языку, культуре и происхождению народов Тихоокеанского Севера — эскимосов и алеутов прослеживается почти до рубежа двух геологических эпох (голоцена и плейстоцена, около 10 тыс. лет назад) и далее до тех времен, когда их общие предки (протоэскалеуты) еще не разделились на две обособленные ветви.

И вот что особенно интересно: традиции духовной культуры общих предков весьма по-разному развивались в истории двух этносов.


<<<     >>>